Новости: 28 декабря 2013 года принят Федеральный закон «О специальной оценке условий труда».

28 декабря 2013 года принят Федеральный закон № 426 «О специальной оценке условий труда». Специальная оценка условий труда - это процедура по выявлению вредных, опасных производственных факторов, проверку их на соответствие установленным санитарным нормативам; по результатам оценки устанавливается класс условий труда в организации. Специальная оценка условий труда производится в отношении всех организаций (не проводиться в отношении надомников, дистанционных работников и работников, осуществляющих труд у физических лиц). В случае, если в организации до вступления в силу закона (01 января 2014 года) была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения аттестации, за исключением возникновения оснований для проведения внеплановой оценки.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией на основании заключаемого гражданско-правового договора. При этом обязанность организации и финансирования проведения специальной оценки возлагается именно на работодателя.

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодателю необходимо создать комиссию по проведению оценки (в нее входят специалист по охране труда – представитель работодателя и, при наличии, представители профсоюзного органа работников); составить график проведения оценки и перечень рабочих мест, которые необходимо подвергнуть оценке. Идентификация вредных и (или) опасных факторов проводится экспертом специализированной организации, а результат оценки утверждается комиссией в виде отчета по форме, утвержденной Государственной инспекцией труда. В течение 30 дней после утверждения отчета работодатель организует ознакомление работников с результатами проведенной оценки.

Если в результате оценки вредных и (или) опасных факторов не выявлено, то условия труда признаются допустимыми, и работодатель подает в территориальный орган инспекции по труду декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Если в течение действия декларации произошел несчастный случай (не по вине третьих лиц) или у работника выявлено профессиональное заболевание, возникшее из-за вредных и (или) опасных факторов, декларация может быть аннулирована трудовой инспекцией. При отсутствии таких случаев декларация считается продленной на следующие пять лет. Однако также может быть проведена внеплановая специальная оценка по следующим основаниям: ввод в эксплуатацию нового рабочего места; предписание государственного инспектора труда; изменения, способные оказать влияние на уровень воздействия вредных производственных факторов на работников; мотивированное мнение профсоюзного органа о необходимости проведения оценки.

Если же при оценке специальных условий труда соответствующие факторы были выявлены, то специализированная организация проводит их испытания. Испытания не проводятся на предприятиях с опасными условиями труда, где это может создать угрозу для жизни работников, экспертов, а также иных лиц (в таких организациях условия считаются опасными и без проведения условий). При этом о невозможности проведения испытаний работодатель должен уведомить инспекцию по труду. К опасным факторам относятся, например, такие физические факторы, как шум, освещенность рабочей поверхности; учитываются при оценке тяжесть и напряженность трудового процесса.

Закон предъявляет ряд требований к специализированным организациям, проводящим оценку условий труда и к экспертам, поэтому провести оценку своими силами не получится - в любом случае нужно будет искать специализированную организацию и оплачивать ее услуги. Организации, которые оказывали услуги по аттестации рабочих мест могут даже в случае их не соответствия установленным законом требованиям до конца 2014 года оказывать услуги по проведению специальной оценки.

Специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть проведена до 31 декабря 2018 года. Контроль за исполнением положений данного закона осуществляется государственной инспекцией по труду (основные полномочия перечислены в ст. 357 Трудового Кодекса). В качестве мер ответственности могут выступать предписания инспектора об устранении нарушений; привлечение работодателя к административной ответственности (ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ – размер штрафа для юридических лиц составляет от тридцати до пятидесяти тысяч рублей).

-О нас --Отзывы --Документы --Вопросы --Контакты --Статьи --Новости --Арбитражные дела